«ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЖДЕСТВО» представление вертепного театра в ГБОУ школе №356 им. Н.З. Коляды. 23.01.18

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. В наше время в связи с развитием новых технологий засилием интернета и разнообразных гаджетов теряется связь поколений дети растут в отрыве от традиционной культуры своей Родины, не знают традиций своих предков, растут «Иванами, не помнящими своего родства». Именно поэтому очень важны в школе предметы духовно-нравственного цикла Основы православной культуры и этики. На занятиях творческой мастерской «Встреча», ребята знакомятся с богатыми традициями, бытом, культурой России. Изучают сами и знакомят ребят всей школы с обрядами, песнями, элементами декоративно-прикладного творчества на праздниках и спектаклях, подготовленных в процессе совместной творческой деятельности.

Вот таким знакомством стало «Путешествие в рождество» представление вертепного театра. Еще в средние века в Западной Европе на Рождество устанавливали в церкви фигурки из дерева или бумаги, изображающих сцены Рождества, поклонения пастухов и волхвов. Здесь были куклы — пастухи, куклы — волхвы, ослики и ягнята, Младенец и Богородица. Позже разыгрывали живые картинки Рождества, кукол заменили люди, взрослые и дети. Тогда же появились и театральные кукольные представления. К нам в Россию вертепы пришли из Украины и Белоруссии, а туда - из католической Польши.

Слово «вертеп» на старославянском языке означает «пещера». Пещера, которая укрыла Марию, Иосифа и Христа от завистливого царя Ирода. Название «вертеп» закрепилось за самим театром, разыгрывающим этот библейский сюжет.

Вертепная драма показывалась на специальном переносном ящике, состоящем из двух, иногда из трех этажей. Внешне он напоминает домик со ставнями, занавесом, балкончиками. Верхний этаж - «небо», был оклеен голубой бумагой с золотыми звездами, в центре изображалась пещера с Марией и младенцем (иногда ставили небольшую икону Богородицы), здесь разыгрывались события , связанные с рождение Христа. Нижний этаж оклеивали ярко-красной, кровавого цвета бумагой, в центре стоял трон Ирода, здесь могли действовать только персонажи земные. Часто на нижней сцене показывали забавные сценки из жизни города или деревни. Кукол делали из дерева, ткани или бумаги, закрепляли на стержнях - «тростевые» куклы. Они двигались в специально прорезанных щелях пола домика, а чтобы скрыть движения стержня, на котором крепилась кукла, пол покрывали темным пушистым мехом. В правой и левой стенке ящиков прорезались дверцы, через которые куклы выходили и входили. На балкончиках устанавливали небольшие свечки для освещения сцены при вечерних представлениях. Кукол водили исключительно мужчины, и говорили за героев, меняя голоса.­

Спектакль начинается с колядок -- величальных песенок, торжественных и веселых, о Рождестве, о здравии гостей, хозяйки и хозяина, затем появляются ряженые в масках и разыгрывают сценки с козой, а потом и сам вертеп.